Несмотря на то, что методы «кнута и пряника» как методы воздействия на ребенка стары как мир, они не являются универсальными стимулами в воспитании детей.
Механизм неизбежного наказания за проступки достаточно эффективен в той части, что закрепляет в сознании ребенка полезные идеи. награда, в свою очередь, это вещь неочевидная и даже, можно так сказать, двусмысленная. Но вести себя достойно и выполнять свои обязанности каждый член семьи, в том числе и ребенок, должен без всякой награды.
Кнут и пряник — это две стороны одной медали. Если наказание чаще закономерно и неизбежно, то награда всегда спонтанна, неожиданна.
Чтобы не превратиться в домашних диктаторов, родители обязаны предупредить ребенка — какое поведение считается нарушением правил и может повлечь за собой наказание. Иначе наказание будет несправедливым.
Если бы в своих хороших поступках люди ориентировались бы только на награду, то мир выглядел бы совершенно иначе и менее привлекательнее, на мой взгляд. Не кому было бы давать награды «За храбрость», «За спасение на водах», не было бы желающих от сердца ухаживать за стариками и сиротами.